Слово митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Великий четверг

Дорогие братья и сестры! Сегодня в великий четверг страстной седмицы Православная Церковь вспоминает установление Господом Иисусом Христом величайшего Таинства – святой Евхаристии. Это событие произошло за Тайной Вечерей — последней трАпезой, которую Спаситель совершил со своими учениками в комнате на верхнем этаже небольшого дома в Иерусалиме. В истории эта комната получила наименование «Сионская горница». Предание называет хозяином дома, где состоялась Тайная Вечеря, будущего евангелиста Марка. В Сионской горнице произошли и иные великие события – встреча воскресшего Христа с учениками, Сошествие Святого Духа на апостолов, первый Собор апостольский. По сути место проведения Тайной Вечери стало первым христианским храмом, и как говорят отцы и учителя Церкви, каждый православный храм – это древняя Сионская горница. О событиях Тайной Вечери евангельские тексты повествуют так. Приближался праздник ветхозаветной Пасхи, и Господь посылает учеников в Иерусалим, называет человека, которого они должны найти и делает указание: «Пойдите и скажите ему: время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху с Моими учениками». Апостолы сделали все, как велел им Спаситель, и приготовили пасхальный ужин. ТрАпеза была скрыта от посторонних глаз – на ней присутствовали только Господь Иисус Христос и Его ближайшие двенадцать учеников. Но «тайной» она названа не поэтому, а потому что во время ее совершения произошли в высшей степени таинственные события. Начиналась вечеря Христа с учениками как пасхальный ужин, совершаемый по установлениям Закона Моисеева в память чудесного избавления богоизбранного народа из египетского рабства. Главным содержанием такой трАпезы было благодарение за спасение и обретенную свободу. Слово «благодарение» звучит по-гречески «евхаристия». Несколько раз главенствующий в собрании должен был возносить наполненную вином чашу и произносить установленные Законом слова благодарения и хвалы Богу. Пасхальная трАпеза шла своим чередом. И вдруг Господь в завершение ужина взял хлеб, возблагодарил Бога и произнес совершенно удивительные слова, которые ранее никто от Него не слышал: «Приимите, ядите, это Тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов». А после, взяв чашу и вновь произнеся благодарение, подал ее ученикам со словами: «Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание». Конечно же, ученики далеко не сразу поняли, какое величайшее событие только что состоялось. Совершив Тайную Вечерю, Господь возвещает своими апостолам и всему человечеству наступление Нового Завета, который пришел на смену Завету Ветхому. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие», — учит нас Господь. Вечером, накануне Крестной Смерти Христа апостолы впервые причастились, и с тех давних пор и до сего дня в Церкви совершается спасительное таинство Евхаристии или Причащения. За каждой Божественной Литургией происходит не только воспоминание евангельских событий, но и реальное повторение Тайной Вечери. Сам Господь Иисус Христос таинственно по молитвам Церкви претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь. Мы веруем и исповедуем реальность присутствия Христа в святых Дарах и истинное соединение верующих с Господом через святое Причастие. «Эта ТрАпеза, — как учит святитель Иоанн Златоуст – есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь». «К исповеди иди первый, к причастию — последний», — наставляет народная мудрость. Чтобы Таинство Причащения послужило нам ни в приложение грехов, но во освящение души и тела, необходимо внимательно испытать свою совесть, принести искреннее покаяние перед Крестом и Евангелием в присутствии священника, усердно молиться за богослужением в храме, дома исполнить положенное последование ко Причащению, и тогда уже со смирением идти к чаше Христовой. Сегодня, в нелегкое время испытаний, силой непреодолимых обстоятельств многие из нас лишены возможности приступить к святым Христовым Тайнам. По слову псалмопевца уже сильно жаждет душа наша к Богу крепкому, живому. Смиренно потерпим посланное нам от Бога испытание и постараемся время разлуки с Божественной Евхаристией сделать для себя временем глубокого осмысления Таинства Таинств – святого Причащения, временем подготовки к принятию пречистых и животворящих Тела и Крови Христовых. Дай всем нам Бог, научиться еще больше ценить Святые Тайны и относиться к ним с сугубым благоговением и крепкой верой.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *