Слово митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Великую Пятницу

Дорогие братья и сестры!

Наступил самый скорбный день в году – великая пятница страстной недели. В первые века христианства страстная пятница именовалась – Пасхой Крестной, по слову апостола Павла: «Пасха наша – принесенный в жертву за нас Христос». Вчера вечером мы внимали евангельскому повествованию о последних часах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – с апостолами пребывали на Тайной Вечере и слушали прощальную беседу Божественного Учителя; видели льстивое Иудино лобзание, неправедное судилище Анны и Каиафы, насмешки Ирода, неистовство толпы и жестокость воинов Пилата; в трепете стояли у голгофского Креста, на котором Спаситель, истекая кровью, в муках предал Свой бессмертный Дух Богу и Отцу. Ныне, вместе с праведными Никодимом и Иосифом Аримафеским, сняв бездыханное Тело Христово, обернули его плащаницей и отнесли во гроб. «Ужаснись в трепете, небо, – звучат церковные песнопения – и да потрясутся основания земли; ибо вот, к мертвым причисляется на высотах Живущий и в тесном гробе помещается». За богослужением страстной пятницы изображение Христа во гробе – святая плащаница – торжественно износится из алтаря и полагается в центре храма. Этот древний церковный чин имеет глубокий смысл. Плащаница свидетельствует, что события, много лет назад произошедшие в Иерусалиме, и поныне имеют самое прямое отношение к каждому человеку и ко всему человечеству. И сегодня, каждый из нас таинственно приближается к живоносному гробу Господа, чтобы определить свое отношение к свершившейся не Кресте величайшей Жертве, о которой Писание свидетельствует: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Своего Единородного Сына, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Необходимо понять, с кем мы ныне в своих поступках, словах и мыслях? С мучителями, распинателями, с теми, кто творит неправедный суд, кто в порыве ярости кричит: распни, распни его? С теми, кто, страшась римской стражи или насмешек толпы, бежит с места казни и малодушно скрывается в народе? Или с теми, кто остался до конца верным Христу, мужественно сопереживал Ему в страданиях, не оставил на Кресте, а поутру, движимый любовью, с благовонным миром в руках, поспешил ко гробу, чтобы встретить Его уже воскресшим из мертвых? Увы, события Великой Пятницы повторяются постоянно. Всякий грех, всякое зло и даже равнодушие, безразличие, теплохладность – подобны заушениям, оплеваниям, ранам, наносимым Христу, тогда, две тысячи лет назад. События страстной пятницы – источник глубоких духовных переживаний. Слова Евангелия и святоотеческие тексты побуждают нас пристально вглядеться в тайну Голгофского Креста и Живноносного Гроба. «Нет больше той любви, – учит Христос, – как если кто положит душу свою за друзей своих». Господь на Кресте явил нам Свою любовь – Он положил душу Свою не за друзей Своих, а за грешников всего мира, всех времен и народов. Спаситель принял муки, смерть и погребение, чтобы дать человечеству жизнь и дать эту жизнь, по евангельскому обетованию, с избытком. Святитель Филарет Московский, однажды, говоря проповедь у святой плащаницы, воскликнул: «Христианин! Пусть мрак покроет землю! Восстань от страха и недоумений! Светись верой и надеждой! Сквозь тьму приходит свет твой. Войди во внутреннее святилище страданий Иисусовых. Что там? Ничего, кроме святой и блаженной любви Отца, и Сына, и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому! Так возлюбил Бог мир». Что же мы можем принести ныне в дар Господу, пострадавшему и снизшедшему до гроба ради нашего спасения? Одно, и только одно – сердце, исполненное преданности и любви к Нему, сердце, исполненное милосердия к людям. Примером этой преданности и сострадания служат для нас тайные ученики Христовы – Иосиф Аримафейский и Никодим, учитель Израилев, Преблагословенная Богородица и праведные жены, которые с честью погребли тело Господа. Мысленно предстоя сегодня живоносному гробу Владыки вселенной, созерцая Его святую Плащаницу, проникнемся, братия и сестры, глубокой благодарностью ко Христу и, внимая наставлениям Священного Писания, будем всей душой и разумением сострадать Ему в эти великие дни, чтобы и совоскреснуть с Ним.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *