У него даже аксакалы за сыновей-наркоманов помолиться сейчас просят
И вот этот старец, который столько уже всего пережил, неутомимо ездил по огромной Казахстанской епархии, в самые отдаленные ее районы, уголки, всюду безотказно общался со всеми, сам, лично каждого из всей своей паствы постоянно благословлял. А на его службы со временем уже тысячами народ стекаться стал, – в храмах, разумеется, все не помещались, люди молились на улице. Потом и провожать владыку в последний путь около 40 тысяч съедется.
К владыке Николаю и иноверцы шли за благословением, за советом, с просьбой о молитве. И он, разумеется, всех с любовью принимал. У него и сейчас у раки постоянно мусульман видишь. В Казахстане много с наркотой всякого рода соблазнов – в горах мак, конопля растут, – так вот, аксакалы и приходят, как к последней надежде, за сыновей своих просить пред Богом ходатайства.
Митрополит Николай с архимандритом Исаакием (Виноградовым)
При владыке Николае епархия точно из ничего воскресла. Я помню слова архимандрита Исаакия (Виноградова), это сподвижник митрополита Николая, его ближайший духовный сын, преемник, – в надгробной речи он сказал:
– По чистоте души своей он был подобен прекрасной жемчужине.
Владыка Николай действительно для всех, кто так или иначе узнает о нем, даже через публикации, – драгоценность.
При жизни к нему уже относились как к живому святому. Это воплощенная кротость и любовь. Нам иногда сложно напрямую воспринять и применить в своей жизни Евангелие, – а через опыт святых нам эта наука и открывается.
Владыка был и остается миротворцем (Мф. 5, 9). Время тогда было такое, – хотя когда оно простым бывает? – народ настрадался столько, многие ожесточены были. Кто-то, конечно, тюрьмы да ссылки, как владыка Николай, проходя, только укреплялся духом, но не у всех есть столько внутренних сил, люди ломались. Много было озлобленности, подозрения. Надо было как-то всё улаживать, ко всем подход находить, врачевать души.
Казахстанская епархия в свое время полностью уклонилась в обновленчество, – многие священники, кто и возвращался в Церковь, были из раскольников. Даже секретарь у владыки – протоиерей Анатолий Синицын – ранее в обновленчестве женатым архиепископом значился, потом его приняли обратно в Православие просто как мирянина, после уже рукоположили, – но до конца жизни он так и оставался чрезвычайно сложным человеком. Сколько с ним владыка Николай намучился. Терпел. Не отталкивал.
Владыка вообще всегда радовался, когда ему человека примирить с Богом или людей между собою удавалось. Пока все находились под молитвенным покровом святого архипастыря, в его присутствии всё как-то сглаживалось, а после его смерти опять, по немощи человеческой, многое обострилось…
Владыка Николай с духовенством и паствой в Алма-Ате весной 1955 года, предположительно, на праздник Пятидесятницы
Отводящие угрозу, или дело не в высших образованиях и знаниях новомодных научных теорий
Память о владыке Николае жива, его народ очень любит, почитает. Практически в каждом храме на земле Казахстана есть его икона, и часто с частицей мощей, хотя люди и в Алма-Ату поклониться специально его мощам выбираются. На дни памяти владыки все, как и при его жизни, в храм не вмещаются, – до 15 тысяч молящихся бывает. О владыке Николае и книги изданы, и фильм снят, и медаль, и орден его имени есть.
Приведем стихотворение архимандрита Исаакия (Виноградова), литературно, может быть, оно и не выверено, но выражает ту любовь, – да простую, неискусную, но какую-то по-детски доверительную, что казахстанцы испытывают к двум своим святителям – к митрополиту Николаю (Могилевскому) и митрополиту Иосифу (Чернову), последний еще не прославлен. Именно своей любовью, такой же принимающей и не надмевающейся, и архипастыри к своей пастве относились. Дело ведь вовсе не в высокоумии и высших образованиях… Не в знании новомодных научных теорий. Что наука?..
У нас даже считается, что по их молитвенному заступничеству в нашем сейсмически опасном регионе с тех пор, как эти два святителя прибыли на эту землю, освятили ее своими молитвенными подвигами, христианскими трудами, верой в Господа Распятого, ни одного разрушительного землетрясения или селя не стряслось, хотя ранее это была реальная угроза.
О княжении не от мира сего
Для меня самого митрополит Николай с детства был большим духовным авторитетом, хотя тогда он еще и не был канонизирован. Мое первое церковное послушание было связано с его памятью – мне поручили следить за подсвечником у Козельщанской иконы Божией Матери. А мой друг Роман ухаживал за свечами перед иконой святителя Николая Мирликийского. Это два больших образа слева и справа от царских врат в Никольском кафедральном соборе Алма-Аты. Оба в итоге мы стали иеромонахами. А Роман в монашестве еще и имя Николай носит – его постригли в честь как раз священноисповедника Николая (Могилевского).
Недавно мне рассказала одна из старейших прихожанок Никольского собора – Татьяна Александровна Клочкова, как Козельщанская икона Пресвятой Богородицы попала в наш собор. История такова: одна семья переехала в Алма-Ату из Пензенской области, и привезла с собой этот образ. Это огромная икона, – она явно была из храма, которые тогда всюду по стране закрывались, люди что-то из убранства церковного разносили по домам, многие, конечно, так старались сберечь святыни. Но когда к этой семье зашла как-то старенькая старушка-соседка и увидела у них этот образ, она им так и сказала, что икона храмовая, а к нам владыку назначили, храм открылся, а икон в церкви нет…
– Отдайте икону в храм!
А те деньги большущие сразу же запросили. Она пришла к владыке, как назвала сумму…
– Да откуда же у меня такие деньги? – ответил он.
Всю оставшуюся жизнь он так и прожил, привыкший к скитаниям, более чем скромно. И ел всего понемногу и самую простую еду. Подрясники сам себе шил из холстины, – преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Нилу Столобенскому, в чьей обители он принял монашество, подражал. «Неудобно как-то, – говорил, – нашим преподобным службу самому разодетому в парчу править. Они-то в простых облачениях служили, а какой святости достигли!» Да и паства-то у владыки Николая – все люди простые, работяги были, кто какую копеечку в храм принесет, и то слава Богу.
Кстати, владыка Николай часто вспоминал своего дедушку, тоже священника, как тот, прослужив на одном месте 60 лет, никогда ни на какое более хлебное место не стремился. Наставлял ради Иисуса, а не хлеба куса служить и отца владыки:
– Сын мой, никогда не гонись за деньгами! Если спросят тебя, сколько нужно за требу, ты скажи: «Копеечку». И никогда ты не будешь знать нужды, народ сам оценит твое бескорыстие и поддержит тебя.
Так и дед владыки поступал, и отец, и сам архипастырь. Как Господь наш – Царь не от мира сего (Ин. 18, 36), и Царство Его Небесное да внутрь нас есть (ср. Лк. 17, 20–21), так и владыка княжил – известно же, что архиереев «князьями Церкви» называют, но княжество это тоже не от мира сего, внутрь есть.
Так этой бабульке-прихожанке, назвавшей ему астрономическую сумму, озвученную соседями, владыка Николай тогда и сказал:
– Давай я буду Богу молиться, а ты каждый день ходи и проси…
В итоге эти люди икону сами, без всяких денег взамен, в храм принесли.
А дело в том, что история Козельщанской иконы связана с Украиной, откуда родом владыка Николай, где он в свое время служил, был инспектором в Полтавской семинарии. Это святыня для него, конечно, была большим утешением на далекой от родины Казахстанской земле.
Как укротить потенциальных революционеров?
Сам владыка происходил из очень благочестивой семьи, у него и дед и отец, как мы уже отметили выше, были священниками, мама глубочайшей веры, бабушка, хотя была даже не особо грамотной, наизусть знала огромное множество житий и рассказывала их по памяти внукам так, что те потрясающе живо представляли себе подвиги святых, их внутреннюю борьбу. То есть это была не просто начетническая эрудиция… Так вот будущему архипастырю с самого малого детства евангельскую чистоту да простоту и привили.
Представляете, вот он в Полтаве в семинарии инспектором был. Это же административная должность, – молодежь таких не любит. А тем более время предреволюционное, все на взводе. Украина вообще всегда была сложный эпицентр. Страсти накалены. Бунты, угрозы, расправы. Однажды, в силу обостренной обстановки, ректорат решил семинаристов на Рождество домой не отпускать. Так будущему владыке Николаю те, разгневанные, записочку подсунули: «Умоешься кровью, если не отпустишь на Рождество!» Он не растерялся, просто пошел в класс с этой запиской и стал вызывать одного за другим:
– Читай вслух…
Один покраснел: не могу, мол, прочесть, неразборчиво написано… Другого вызвал, – то же самое. Третьего… Так и обратил их к покаянию.
А то еще в карты пошла мода «резаться». А у владыки какая-то такая смекалка была, что он мог раскусить хитрости – те на шухере кого-то выставляют: мол, на тему книги, которую якобы читаешь, с проходящим сразу заводи разговор, мы и поймем… А владыка возьми да и зайди к ним через черный ход. Хлопцы в азарте там орут: «у меня пики!!», «а у меня трефы!!!»
– А у меня бубны, – владыка доверительно сообщил.
Те оборачиваются: немая сцена, потом паника явно нарастает… Сейчас взорвется… «Исключат же теперь из семинарии!» Он их не выдавал. Умел как-то при этом к раскаянию расположить. В итоге его полюбили. Но он был все-таки в их же интересах строг.
Владыка, по чистоте своей, обладал с самой молодости этим навыком души преображать, – тянулся к такому священнослужителю-пастырю народ. Так что и к нему эта известная присказка относится: «Если бы все попы были такие, то и революцию не надо было бы устраивать».
Что для пастыря да архипастыря важнее «научных целей»?
А все его архипастырство пришлось уже на годы просто закипания всех тех противоречий, что время от времени прорываются наружу общественного бытия, – и на Украине уже тогда раскол был и движение за автокефалию, и потом, на Тульской кафедре, ему с обновленцами пришлось столкнуться, и на Орловщине, и далее – в Казахстане.
Но он всю жизнь, как воин, на страже Православия стоял! За единство Церкви Христовой, как и все подлинно святые той же Украины. За жизнь в святоотеческом предании!
Характерен отзыв на квалификационную выпускную его работу «Учение аскетов о страстях», написанный епископом Феодором (Поздеевским), тогдашним ректором Московской духовной академии, которую по настоянию всей братии Нило-Столобенской пустыни, постригшей владыку Николая в монашество, он и заканчивал. Владыка ректор там цитирует мнение автора о задаче исследования:
«Мы не задаёмся научными целями <…> задача наша проще и конкретнее, – поучиться в целях назидания у св. отцов-аскетов столь жизненному вопросу».
И далее преосвященный рецензент продолжает:
«Автор остался вполне верен своему заявлению и дал в сочинении действительно назидательное чтение для всякого, кто хотел бы научиться у святых отцев делу борьбы со страстями и содеванию своего спасения».
Владыка Николай так и жил потом всю жизнь – по-евангельски да в духе святых отцов. Не высокомудрствовал да других вразумлял:
«Вне Церкви нет спасения. Вне Церкви нет и истины, только в Церкви Господь Своей благодатью кающихся спасает».
Подготовила Ольга Орлова
8 сентября 2020 г.
Фотографии из архива Комиссии по канонизации святых Казахстанского Митрополичьего округа и личного архива иеромонаха Иакова (Воронцова)
[1] Здесь и далее: слова владыки Николая, как и его дедушки-священника, приводятся по книге: Королева Вера. Святитель Алма-Атинский Николай (Могилевский). М., Паломник, 2000 // https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogilevskij/zhizneopisanie-mitropolita-alma-atinskogo-i-kazahstan...
[2] Иов (Гумеров), архим. ;«Тихие воды последней пристани».
По материалам портала Православие.ru