40-уст и поминания (полгода, год, Великий пост) можно заказать в иконной лавке храма или дистанционно (онлайн или по телефону). Это возможно сделать накануне богослужения или за несколько дней до желаемой даты начала поминовения о здравии или упокоении.
40-усты можно оформить:
- о здравии;
- о упокоении;
- о страждущих от недуга пьянства и наркомании.
Жертва за:
- 40-уст (1 имя, без выдачи просфоры) – 3000тг;
- 40-уст (1 имя, с выдачей просфоры) – 4000тг;
- 40-уст (6 имен, с выдачей просфоры) – 7 000тг;
- поминание на полгода (1 имя, с выдачей просфоры) – 10 000тг;
- поминание на год (1 имя, с выдачей просфоры) – 15 000тг;
- поминание на Великий пост (10 имен) – 2 000тг.
Сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви. Сорок литургий подряд на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой.
Самой большой святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой. Таким образом, заказывая друг за друга сорокоусты, мы тем самым спасаем с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.
Возникает вопрос: почему именно число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».
Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год.
Необходимо иметь в виду, что есть дни, когда Литургия вообще не служится, это:
- перед Великим постом в заключительную неделю (Сырную, или в простонародье Масленицу) в среду и пятницу.
- в Великий пост по понедельникам, вторникам и четвергам, а также в Великую Пятницу.
- - в пятницу перед праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня, когда они выпадают на воскресенье или понедельник.
В дни Великого поста и другие даты, когда по уставу не совершается проскомидия с выниманием частиц, записки, поданные на длительные сроки, обязательно прочитываются во время богослужения.
Особой формой молитвы за великопостным богослужением в храме является поминание (о здравии/о упокоении) на Великий пост. Такие записки священники будут читать в алтаре храма на протяжении всего Великого поста, до Среды Страстной Седмицы.
Полезная информация
ВСЕ имена из ВСЕХ записок поминаются в обязательном порядке.
Сорокоусты и поминания (полгода, год, Великий пост) можно подавать только за КРЕЩЕНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ христиан. Человек, который не желает соединить себя с Церковью Христовой, не может поминаться за Божественной литургией . Т.е. некрещеные, люди другой веры, а также откровенные атеисты и богоборцы (даже если они крещены), не могут быть указаны в записке. Молитесь о них дома и, если кто-то из них уже ушел из жизни, совершайте в их память добрые дела.
Под «здравием» мы понимаем не только хорошую физическую форму, бодрость, высокий тонус, но и духовное состояние человека, гармонию с Богом, с Церковью, с окружающими. Поэтому в записках на богослужение «О здравии» пишите имена всех, кому вы желаете спасения и благоденствия, не исключая себя.
Если речь о поминании о упокоении, то нельзя писать имена людей, покончивших жизнь самоубийством. Исключение составляют отдельные случаи (например, неосознанное самоубийство при душевной болезни), когда на поминовение возможно получить специальное разрешение архиерея. Если же крещеный человек покончил с собой сознательно, то лучше приступать ДАЖЕ к домашней молитве о его душе ТОЛЬКО после благословения священника.
Исполняйте повеление Христово: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Молитва за Божественной литургией о примирении враждующих — великая сила для водворения мира.
Также по запискам о упокоении вынимаются частицы не только за наших ближайших сродников, но и за весь род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, наставил, поддержал. Или, наоборот — за тех, с кем мы не успели примириться в земной жизни, за обидчиков, за тех, кто враждовал с нами или нашими близкими. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших.
ии КОГО?). Имя, полученное при Крещении, имеет огромное значение, потому что так зовут небесного покровителя христианина. Поэтому недопустимо коверкание имени или указание его в уменьшительно-ласкательной форме (Иванушки или Маруси). Все имена должны указываться в полной церковной форме.
Допускаются следующие подписи к именам: младенца (дети до 7 лет), отрока (дети с 7 до 14 лет), непраздной (т. е. беременной), воина, болящего или путешествующего. В записках об упокоении можно применять следующие подписи: новопреставленного/ой (до 40 дней со дня смерти), приснопоминаемого (в годовщину смерти, в день Ангела, в день рождения усопшего), убиенного.
Первым в записке принято писать имя священника с полным указанием его сана (например, протоиерея, иеродиакона и т.д.). Затем следует указать имя вашего духовного отца или наставника, если таковой имеется. После пишутся имена младенцев и отроков, затем имена других мирян.
Священник вынимает частицу из просфоры за каждое имя, написанное в записке. Освящаются не только вынутые частички, но и все просфоры. По окончании богослужения просфоры передаются в иконную лавку. Прихожане, заказавшие записки на Божественную Литургию, могут забрать вынутые просфоры для домашнего потребления. Дома их следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой «На принятие просфоры и святой воды». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Но не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.
Свежую просфору с вынутыми частичками рекомендуется разрезать ее на маленькие кусочки и подсушить. В этом случае просфора может храниться несколько лет. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага - питательная среда для спор плесени. В этом случае, просфору необходимо отнести в храм для утилизации. Следует также внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их
Подавать сорокоусты можно сколько угодно раз, не существует рамок и ограничений. И никакого правила о «семи», или «трех», или «сорока» храмах нет. Можно заказать в одном храме, можно и в нескольких храмах — чем больше человек помолится о здравии или о упокоении, тем лучше. Но важно понимать, что количество сорокоустов не дает качества. Качество поминовения состоит в том, что Церковь молится о здравии/о упокоении (хотя бы в одном храме), но, вместе с тем, и родственники или знакомые должны участвовать в литургии и молитвенно просить Господа о здравии/о упокоении близкого человека. Не стоит забывать и о важности личной, домашней молитвы. Можно и нужно в течение 40 дней (да и в любое другое время) молиться о тех, кто нам дорог, чьи имена мы указали в записке, поданной в храме. Можно совсем кратко своими словами или так: «Спаси и сохрани, Господи, раба Твоего…», «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, новопреставленного родственника моего...».