Дата и время отпевания определяется после беседы со священником (его контактные данные предоставят работники иконной лавки).
- Жертва за очное отпевание - 20 000 тенге.
- Жертва за заочное отпевание - 15 000 тенге.
- По благословению настоятеля отпевание может преподаваться в рассрочку или без жертвы.
Таинство смерти, при котором душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, сопровождается особым молитвенным чином — и отпевание является самым важным моментом при погребении тела человека. Это то, что приносит несомненную пользу усопшему, которому теперь нужно только одно: наша горячая молитва о упокоении души и о прощении его вольных и невольных грехов. Сам умерший помолиться за себя уже не может, при отпевании же, действительно, совершается благое для него дело.
Важно понимать, что отпевание – лишь звено в большой цепи духовного делания, которое необходимо совершить за наших умерших, любимых людей. Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять со скорбным лицом и с цветами в руках и снова заняться своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти – с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно). Когда человек умирает, читается канон на исход души – чтобы душа человека укрепилась в такой важный час. Перед отпеванием в храме желательно совершить панихиду – краткое молитвословие за умершего. И вот наступает сам чин отпевания – самый важный чин молитв, который включает пение стихир и канона в определенной последовательности (отсюда и возникло в народе название чина — отпевание), а также чтение Апостола и Евангелия. Если отпевание приходится на дни Светлой седмицы, то вместо минорных заупокойных молитв поют праздничные пасхальные песнопения.
Но погребением все не кончается: впереди 40 дней очень важных молитвословий за ушедшего в мир иной человека, чтения Псалтири дома и молитв на Божественной Литургии. Рекомендуется заказать об усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за божественной Литургией в течение сорока дней. Если дни памяти приходятся после Пасхи, на Светлую седмицу, то вместо Псалтири по традиции читают одну из книг Нового Завета. В течение сорока дней также можно читать акафист по единоумершему. И, если есть такая возможность, читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно такие действия являются настоящим показателем любви к умершему.
Обычно чин отпевания совершается на третий день после кончины. Если, по каким либо причинам, отслужить отпевание невозможно до похорон, впоследствии можно заказать отпевание заочным чином. Так же заочное отпевание служится в случаях, когда нельзя узнать достоверно, совершалось отпевание или нет.
В соответствии с канонами Церкви отпевание невозможно совершать над некрещеными людьми (в том числе младенцами). Мы не можем молиться на литургии о тех, кто при жизни не стал частью Церкви, это будет насилием над их волей и свободным выбором. Но личное поминовение, келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим, возможна.
В церковном Предании почитается мученик Уар, как предстатель и молитвенник за умерших некрещеными. Но важно понимать, что это НЕ церковная молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах молитв, посвященных мученику Уару, есть только просьба о том, чтобы он был заступником за некрещеных умерших.
Сохранилась память и тексты святых, которые молились о прощении грехов, упокоении душ умерших некрещеными. Например, молитва старца Льва Оптинского. Но, опять же, следует помнить, что в первую очередь речь идет о МОЛИТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ К СВЯТЫМ с просьбой ходатайствовать перед Богом за некрещеных умерших.
Но нельзя сравнивать посмертную участь крещеного взрослого, не ставшего христианином по собственной воле и умершего без покаяния, с судьбой в вечности не согрешившего младенца, которого не успели крестить. Ведь краткий смысл заупокойной молитвы: мы просим Бога о прощении грехов усопшего. Младенцы не согрешили. Молиться о прощении грехов тех, кто не согрешил, не имеет смысла. Но практика молитвы за души младенцев связана с потребностью их родных в проявлении любви к ним, в продолжении общения: ведь молитва — это еще и духовная связь. И эта духовная связь может проявляться не только при совершении какого-либо церковного чина, но и при молитве своими словами. Поминая некрещеных младенцев, можно попросить священника совершить Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения.
Так же не отпеваются крещеные христиане, которые сознательно пошли на самоубийство, были убиты во время совершения преступления или которые жили, как явные безбожники. Но и за них можно молиться, чтобы Господь простил им тяжкие грехи. Потому что у Бога обителей много. Мы можем молиться за них келейно (дома), можем молиться про себя в храме. Но в этих случаях, к молитве о таких погибших душах лучше приступать ТОЛЬКО после благословения священника.
Если же самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства – то следует обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал свое благословение на отпевание и объяснил, как дальше молиться за усопшего.
В отношении людей, страдавших наркотической или алкогольной зависимостью, можно сказать, что они сознательно на это пошли. Это грех. Однако Церковь никому не желает погибели, ни одну душу она не оставляет без молитвы и по возможности старается оправдать. Поэтому наркоманов и алкоголиков отпевать не запрещено.
Осознание того, что вся наша земная жизнь — это лишь временный этап на пути к Царствию Небесному, мы успокоим наши сердца и почувствуем настоящую, неразрывную связь с ушедшими близкими, о которых мы так сильно скорбим. У Бога все живы... Пусть эта мысль укрепляет нас в самые тяжелые минуты прощания.