В нашем храме Божественная Литургия служится ежедневно. Начало в 8:00.
Записки на проскомидию/обедню Вы можете подать в иконной лавке храма или дистанционно (онлайн или по телефону). Это можно сделать накануне богослужения или за несколько дней до желаемой даты поминовения о здравии или упокоении.
Жертва за:
- проскомидию – 300тг (список до 10 (десяти) имен);
- заказную обедню – 500тг (список до 10 (десяти) имен);
- обедню с сугубым прошением– 1000тг (список до 5 (пяти) имен).
Проскомидия (с греческого «принесение») — это подготовительная часть Божественной Литургии, которая совершается в алтаре во время чтения часов. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение третьего часа, является начальным возгласом проскомидии.
Обедня (от всем понятного слова «обед») — это простонародное название Божественной литургии, возникшее оттого, что эта служба обычно совершается в первой половине дня, до обеда.
Именно на Проскомидии священник приготовляет хлеб и вино для совершения таинства Евхаристии. Хлеб — это просфоры, т.е. круглые хлебцы из дрожжевого пшеничного теста, а вино — кагор, красное крепкое сладкое натуральное вино, не теряющее вкусовых качеств при разбавлении водой. Во время поминовения на проскомидии священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех христиан, чьи имена перечислены в записках, поданных прихожанами.
В конце Божественной литургии после причащения мирян частицы, извлеченные из просфоры за наших ближних, погружаются в Святую Чашу с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. При этом священник произносит молитвословие: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Просфорные частицы, напитываясь Животворящей Кровью Христовой, освящаются, и это освящение передается душам живых и преставльшихся людей, за которых они принесены.
Через упоминание человека на Литургии мы испрашиваем у Господа помощи и благословения. Многовековой опыт Церкви свидетельствует о том, что поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир со Святыми Дарами является самой действенной молитвой, высшим поминовением в Церкви Ваших родных и близких, здравствующих и усопших. Бескровная жертва совершается за всех поминавшихся на проскомидии, таким образом, они тоже участвуют в Божественной литургии.
Полезная информация
- Следует отметить, что записки на литургию, на евхаристию, на проскомидию или на обедню — это записки на одно и то же богослужение. В церковной лавке нашего храма они называются запиской на проскомидию и заказной обедней (когда, помимо вынимания частиц из просфор, имена из записок поминаются на Литургии, во время великой или заупокойной ектении).
Можно также заказать обедню с сугубым прошением. Эта обедня совершается так же на проскомидии. Но помимо вынимания частиц и упоминании имени о здравии или о упокоении, священник возносит СУГУБУЮ молитву, имеющую целенаправленное прошение: «Благодарение за всякое Божие благодеяние», «На всякое благое дело», «Об умножении любви», «О болящих», «О путешествующих», «О заключенных», «От винопития и наркомании». - Необходимо иметь в виду, что есть дни, когда Литургия вообще не служится, это:
- перед Великим постом в заключительную неделю (Сырную, или в простонародье Масленицу) в среду и пятницу.
- в Великий пост по понедельникам, вторникам и четвергам, а также в Великую Пятницу.
- в пятницу перед праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня, когда они выпадают на воскресенье или понедельник.
- ВСЕ имена из ВСЕХ записок поминаются в обязательном порядке. Если записок немного (например, в день будний), то священник читает их сам. Если речь идет, о богослужении в двунадесятый праздник или Родительскую субботу, то священнику помогают пономари. Они стоят рядом с жертвенником и негромко читают имена, а священник вынимает из просфор частицы со словами: «Помяни, Господи».
- Молиться во время Литургии можно только за КРЕЩЕНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ христиан. Человек, который не желает соединить себя с Церковью Христовой, не может поминаться за Божественной литургией . Т.е. некрещеные, люди другой веры, а также откровенные атеисты и богоборцы (даже если они крещены), не могут быть указаны в записке. Молитесь о них дома и, если кто-то из них уже ушел из жизни, совершайте в их память добрые дела.
- Под «здравием» мы понимаем не только хорошую физическую форму, бодрость, высокий тонус, но и духовное состояние человека, гармонию с Богом, с Церковью, с окружающими. Поэтому в записках на богослужение «О здравии» пишите имена всех, кому вы желаете спасения и благоденствия, не исключая себя.
- Если речь о поминании о упокоении, то нельзя писать имена людей, покончивших жизнь самоубийством. Исключение составляют отдельные случаи (например, неосознанное самоубийство при душевной болезни), когда на поминовение возможно получить специальное разрешение архиерея. Если же крещеный человек покончил с собой сознательно, то лучше приступать ДАЖЕ к домашней молитве о его душе ТОЛЬКО после благословения священника.
- Исполняйте повеление Христово: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Молитва за Божественной литургией о примирении враждующих — великая сила для водворения мира.
Также по запискам о упокоении вынимаются частицы не только за наших ближайших сродников, но и за весь род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, наставил, поддержал. Или, наоборот — за тех, с кем мы не успели примириться в земной жизни, за обидчиков, за тех, кто враждовал с нами или нашими близкими. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших. - Написанные в записках имена должны быть указаны в РОДИТЕЛЬНОМ падеже (о здравии/упокоении КОГО?). Имя, полученное при Крещении, имеет огромное значение, потому что так зовут небесного покровителя христианина. Поэтому недопустимо коверкание имени или указание его в уменьшительно-ласкательной форме (Иванушки или Маруси). Все имена должны указываться в полной церковной форме.
- Допускаются следующие подписи к именам: младенца (дети до 7 лет), отрока (дети с 7 до 14 лет), непраздной (т. е. беременной), воина, болящего или путешествующего. В записках об упокоении можно применять следующие подписи: новопреставленного/ой (до 40 дней со дня смерти), приснопоминаемого (в годовщину смерти, в день Ангела, в день рождения усопшего), убиенного.
- Первым в записке принято писать имя священника с полным указанием его сана (например, протоиерея, иеродиакона и т.д.). Затем следует указать имя вашего духовного отца или наставника, если таковой имеется. После пишутся имена младенцев и отроков, затем имена других мирян.
- Священник вынимает частицу из просфоры за каждое имя, написанное в записке. Освящаются не только вынутые частички, но и все просфоры. По окончании богослужения просфоры передаются в иконную лавку. Прихожане, заказавшие записки на Божественную Литургию, могут забрать вынутые просфоры для домашнего потребления. Дома их следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой «На принятие просфоры и святой воды». Т.е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Но не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.
Свежую просфору с вынутыми частичками рекомендуется разрезать ее на маленькие кусочки и подсушить. В этом случае просфора может храниться несколько лет. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага - питательная среда для спор плесени. В этом случае, просфору необходимо отнести в храм для утилизации. Следует также внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их.
Подавая записку, важно помнить, что это не магический оберег или счастливый амулет. Оформив записку в иконной лавке, мы не перепоручаем заботу и молитву о наших близких священнослужителям. Мы должны стараться сами присутствовать на богослужении, приобщится Христовых Тайн и соборно помолиться со всей Церковью о спасении родных и близких.
Не оставляйте «самостоятельную» молитву. Преподобный Паисий Святогорец учит: «Когда вы про себя поминаете имена, то ваше сердце должно соучаствовать в боли каждой поминаемой вами души, будь это живой или усопший человек. Приводите себе на ум все человеческие нужды вообще и конкретно того, о ком вы молитесь, и просите: «Помяни, Господи… Марию, Николая… Ты, Боже мой, знаешь, какие у них трудности. Помоги им».