Записки на молебен, панихиду Вы можете подать в иконной лавке храма или дистанционно (онлайн или по телефону). Это можно сделать накануне или за несколько дней до желаемой даты поминовения о здравии или упокоении. Жертва за список до 10 (десяти) имен:
- молебен – 1000тг;
- панихида – 1000тг.
Молебном называется сугубое (ВНЕЛИТУРГИЧЕСКОЕ) моление к Богу, Пресвятой Богородице, святым по какому-то специальному поводу, когда верующие просят о милости или благодарят за ниспосланные блага. Соответственно, молебны бывают благодарственными и просительными. Во время таких молебнов Церковь освящает, призывает Божию благодать на все, что играет существенную роль в жизни человека. Поэтому поводом для совершения молебна могут послужить какое-то начинание (строительство дома, открытие собственного дела, поступление в университет, начало путешествия), воспоминание о важном моменте жизни (годовщина брака, именины), религиозные события (церковные праздники, дни памяти святых) и многое другое.
Часто молебны служатся в связи с печальными обстоятельствами жизни — как целого общества (неурожай, война, пожар, техногенная катастрофа, эпидемия), так и отдельных людей (болезни, потеря имущества и др.).
В нашем храме каждый молебен сопровождается водосвятием. Водосвятный молебен называется малым освящением воды, в отличие от великого водоосвящения, которое совершается в праздник Крещения Господня.
Панихидой называется особая заупокойная служба по умершему. Эта служба может быть полной (парастас) и сокращенной (лития). Лития может совершаться на могиле или дома — не только священником, но и мирянами.
Совершение панихид начинается сразу после смерти христианина. По учению Церкви, душа человека, разлучившись с телом, проходит определенный период посмертных испытаний (мытарств), которые определяют ее дальнейшую участь. Потому в этот период она очень нуждается в молитвенной поддержке родных и всей Церкви.
Очень важны панихиды в день смерти, а также на 3-й, 9-й и 40-й дни, что имеет очень глубокий духовный смысл. Считается, что в течение первых двух дней душа, сильно привязанная к телу, находится рядом с ним или же посещает любимые ею земные места, где она совершала злые или добрые поступки. На третий день Бог призывает душу к себе. Именно по этой причине особенно важно молиться о человеке в третий день после смерти.
Панихида в девятый день совершается ради девяти ангельских чинов, которые, предстоя у Престола Божия, молятся Господу о спасении человеческих душ.
Сороковой день играет особо важную роль в посмертном пути человека. Само число сорок очень часто встречается в Священном Писании (40-дневный пост Христа в пустыне, пост Моисея перед получением заповедей от Господа на горе Синай и др.) и является символом полноты, а в данном случае — символом полного завершения земного пути. Считается, что душа окончательно покидает этот мир именно в сороковой день, после того как над ней совершится предварительный суд, определяющий место ее пребывания до Второго пришествия. Панихиды также принято служить в годовщину смерти, в день рождения или именин усопшего.
Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды», поэтому основным содержанием молитвословий панихиды является прошение об отпущении грехов. По учению Церкви, сами души умерших уже не могут ходатайствовать о прощении. Когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему. Усопший может рассчитывать только на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. По этим молитвам Господь может переменить участь усопшего. Свидетельство этому — многочисленные случаи из Предания церковного и житий святых.
Поминать усопших в домашних условиях можно, читая Псалтирь. В каждом издании Псалтири на церковнославянском языке сказано, как молиться о упокоении.
В память усопших можно также подавать милостыню деньгами или продуктами с просьбой помолиться о упокоении души умершего. Продукты как поминальное приношение можно также приносить в храм на панихидный столик (следует помнить: в храм нельзя приносить мясные и скоропортящиеся продукты).
Следует заметить, что в обиходе часто приходится слышать словосочетание «гражданская панихида». Это понятие не имеет ничего общего с церковным обрядом и является светской церемонией прощания с покойным.
Полезная информация
- Подавая записку на молебен, надо указать его вид (благодарственный, о путешествующих и т.п.) и кому совершить моление (ко Господу Богу, Пресвятой Богородице). Если молебен заказывается святому (одному или нескольким), то надо указать его имя. Далее необходимо перечислить имена тех, за кого предстоит совершить молебен.
- ВСЕ имена из ВСЕХ записок, поданных на молебен или панихиду поминаются в обязательном порядке. Если записок немного (например, в день будний), то священник читает их сам. Если речь идет о праздничном дне или Родительских субботах, то священнику помогают пономари.
- Молебны и панихиды служатся только за КРЕЩЕНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ христиан. Человек, который не желает соединить себя с Церковью Христовой, не может поминаться на храмовых богослужениях . Т.е. некрещеные, люди другой веры, а также откровенные атеисты и богоборцы (даже если они крещены), не могут быть указаны в записке. Молитесь о них дома и, если кто-то из них уже ушел из жизни, совершайте в их память добрые дела.
- Под «здравием» мы понимаем не только хорошую физическую форму, бодрость, высокий тонус, но и духовное состояние человека, его гармонию с Богом, с Церковью, с окружающими. Поэтому в записках на молебны «О здравии» пишите имена всех, кому вы желаете спасения и благоденствия, не исключая себя.
- Если речь о поминании о упокоении, то нельзя писать имена людей, покончивших жизнь самоубийством. Исключение составляют отдельные случаи (например, неосознанное самоубийство при душевной болезни), когда на поминовение возможно получить специальное разрешение архиерея. Если же крещеный человек покончил с собой сознательно, то лучше приступать ДАЖЕ к домашней молитве о его душе ТОЛЬКО после благословения священника.
- Исполняйте повеление Христово: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Молитва о примирении враждующих — великая сила для водворения мира.
- Также в записках на панихиду можно поминать не только ближайших сродников, но и весь род, всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, наставил, поддержал. Или, наоборот — тех, с кем мы не успели примириться в земной жизни, обидчиков, тех, кто враждовал с нами или нашими близкими. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших.
- Написанные в записках имена должны быть указаны в РОДИТЕЛЬНОМ падеже (о здравии/упокоении КОГО?). Имя, полученное при Крещении, имеет огромное значение, потому что так зовут небесного покровителя христианина. Поэтому недопустимо коверкание имени или указание его в уменьшительно-ласкательной форме (Иванушки или Маруси). Все имена должны указываться в полной церковной форме.
- Допускаются следующие подписи к именам: младенца (дети до 7 лет), отрока (дети с 7 до 14 лет), непраздной (т. е. беременной), воина, болящего или путешествующего. В записках об упокоении можно применять следующие подписи: новопреставленного/ой (до 40 дней со дня смерти), приснопоминаемого (в годовщину смерти, в день Ангела, в день рождения усопшего), убиенного.
- Первым в записке принято писать имя священника с полным указанием его сана (например, протоиерея, иеродиакона и т.д.). Затем следует указать имя вашего духовного отца или наставника, если таковой имеется. После пишутся имена младенцев и отроков, затем имена других мирян.